Крупнейшие маркетплейсы России, в частности Ozon, предъявляют своим селлерам ряд требований, цель которых заключается в создании безопасных условий использования товарных знаков. В этом заинтересован как продавец, так и платформа. Чем меньше претензий к товарам, которые покупатели заказывают через маркетплейс, тем выше их лояльность и уровень доверия. Если клиенты уверены в том, что, покупая технику, одежду, аксессуары и другую продукцию того или иного бренда, получат оригинальный товар, они будут возвращаться вновь.
Продажа продукции под чужим брендом, попросту говоря контрафакта, чревата иском от правообладателя. При чем подать в суд бренд может не только на продавца, торгующего подделками, но и на сам маркетплейс, выступающий для них витриной. Несмотря на тот факт, что в договоре прописана материальная ответственность селлера за торговлю контрафактом, такой крупной платформе как Ozon не нужны репутационные риски и судебные тяжбы. Поэтому маркет серьезно подходит к проверке товарных знаков и легальности использования продавцами названий брендов.
Требует ли Ozon товарный знак?
Маркетплейс предполагает два сценария работы, когда продавец:
1. Правообладатель товарного знака
Селлер может быть владельцем бренда или официальным производителем, а значит у него есть собственный товарный знак. В таком случае, чтобы выйти на маркетплейс со своей продукцией, необходимо предоставить свидетельство о его регистрации. Важно учесть, что данный документ следует прикреплять сразу после того, как будут добавлены карточки товаров на витрину Ozon. В противном случае их могут деактивировать, а сам интернет-магазин забанят.
2. Официальный представитель бренда
Если у продавца нет собственного товарного знака, для начала продаж он может подписать договор с его правообладателем. Чтобы платформа пропустила товары, нужно предоставить договор купли-продажи, а также дистрибьюторский и лицензионный договоры. Наиболее весомым документом станет информационное письмо от правообладателя, где будет прописано, что он дает согласие селлеру использовать свой товарный знак.
Ozon сразу предупреждает продавцов об ответственности, которую они могут понести в случае нарушения условий партнерства. Селлер будет обязан компенсировать принесенные платформе убытки, а также выплатить штраф в размере 150 тыс. рублей за каждое зафиксированное нарушение. При этом за нарушение будет считаться не только продажа продукции под чужим товарным знаком, но и маркировка и описание товара, не соответствующие действительности.
Особенности регистрации товарного знака для Ozon
Договор продавца и маркетплейса включает пункты, в которых описываются условия сотрудничества и ответственность за их нарушение, в том числе и на законодательном уровне. Ozon уведомляет партнеров, что без наличия сертификации торговля на платформе может привести к отказу от реализации продукции, нарушающей договор, а также к блокировке магазина и санкциям со стороны госорганов.
Запрещенные к продаже товары
На маркетплейсе Ozon запрещено торговать определенной продукцией, так как это наказуемо законом. Даже если у селлера есть необходимая сертификация, торговать подобными товарами на платформе не получится. Запрет распространяется на:
- знаки дорожного движения;
- домашних животных и скот;
- рентгеновское оборудование;
- драгоценные металлы;
- электронные книги;
- этиловый спирт;
- одежду, обувь, аксессуары, бывшие в употреблении;
- лекарственные препараты;
- алкогольные напитки.
Если продавец добавит какой-либо из запрещенных товаров в карточку, маркетплейс будет вправе заблокировать магазин и разорвать с ним сотрудничество. Список запрещенных товаров иногда пополняется, поэтому селлерам нужно отслеживать подобные изменения. Ознакомиться с ним можно в своде правил маркетплейса Ozon.
Продажа подделок брендов – реплик, копий
Чтобы поднять узнаваемость своей продукции, некоторые недобросовестные продавцы используют товарные знаки других брендов на своих изделиях. На подобные товары достаточно сложно получить сертификат. В это же время декларацию соответствия получить намного проще, так как для этого нет необходимости в проведении экспертизы.
По этой причине Ozon внедряет все больше инструментов для мониторинга ассортимента на наличие подделок. Если платформа собственными силами выявила нарушение, или на продавца, который торгует товарами с чужим брендированием, пожаловался покупатель, с ним сразу же разрывается договор. Маркетплейс также может сообщить о факте нарушения в государственные органы и добавить информацию о продавце контрафакта в единую цифровую информационную систему, которая была внедрена крупнейшими отечественными торговыми площадками. После этого селлер-нарушитель не сможет торговать ни на одной из них.
Регистрация сертифицируемых товаров
Не для всех видов продукции нужно предоставлять сертификацию сразу при создании карточек товаров на Ozon. Данное правило относится только к категориям, предоставляющим потенциальную опасность для потребителя:
- Изделия, имитирующие оружие или похожие на него;
- Автокресла и люльки, предназначенные для фиксации детей в транспортном средстве;
- Пиротехника;
- Фотоэпиляторы;
- Тесты для диагностики заболеваний;
- Спортивное питание;
- Детское питание;
- Медицинские средства, которые не относятся к лекарственным;
- БАДы.
Другие группы товаров не проверяются на наличие сертификатов. Однако это не значит, что они не будут сертифицироваться на самом маркетплейсе. Ozon не располагает достаточными мощностями, чтобы проверять огромное количество похожих друг на друга изделий. К тому же это не всегда целесообразно, так как требует больших временных и финансовых затрат. Проверка проводится по требованию инспекции или другой стороны.
Если в ходе проверки товара не был обнаружен соответствующий сертификат, отказное письмо или декларация соответствия, селлер будет признан нарушителем закона и на него наложат соответствующие санкции.
Сервис продвижения на маркетплейсах – это услуга, предоставляемая специализированными компаниями или агентствами, которые помогают продавцам и брендам эффективно продвигать свои товары или услуги на различных онлайн-платформах, таких как Wildberries, Ozon и другие.
Сервисы продвижения на маркетплейсах помогают оптимизировать процесс продвижения, сэкономить время и ресурсы продавцов и брендов, а также повысить эффективность и результаты их деятельности на онлайн-платформах.