Биологически активные добавки, или попросту БАДы, объединяют обширную группу нелекарственных препаратов, которые предназначены для обогащения рациона человека необходимыми микроэлементами и витаминами. Несмотря на то, что их форма выпуска идентична различным медикаментозным средствам, таковыми они не являются.
Главная цель приема БАДов – не лечение существующих заболеваний, а профилактика и восполнение нехватки определенных элементов в организме. К этой группе относятся не только витамины и поливитамины, но также полиненасыщенные жирные кислоты, иммуномодуляторы, хондропротекторы и многое другое.
БАДы широко представлены в разных сферах электронной коммерции. Однако сейчас контроль над продажей БАДов значительно ужесточился. Поэтому просто так продавать пищевые добавки на маркетплейсах не выйдет. Разберемся в том, что привело к более строгому контролю за биологически активными добавками на российском рынке.
В чем сложность продажи БАДов?
Любые пищевые добавки должны иметь свидетельство о государственной регистрации. Данный документ является гарантом того, то добавка прошла экспертизу на соответствие заявленному составу и является абсолютно безопасной для приема. Не все производители следуют данному требованию. Некоторые идут на разного рода ухищрения, чтобы продавать БАДы без сертификации.
Центром стратегических разработок в 2021 году был проведен масштабный анализ маркетплейсов, которые торгуют данной группой продукции. В ходе множественных экспертиз удалось выявить более 9 тыс. наименований БАДов, которые нарушают требования действующего законодательства РФ. Практически у трети от всего ассортимента биологических добавок не обнаружилось обязательных справок о госрегистрации. Такая продукция является потенциально опасной для потребителей.
При этом речь идет о крайне серьезных нарушениях:
- 17% всего ассортимента диетических добавок сопровождались нереалистичными описаниями, обещая потребителю эффекты или сроки достижения желаемых результатов, которые не соответствовали действительности;
- 19% ассортимента БАДов в составах имели вещества, которые запрещены в странах ЕАЭС;
- 24% от всего ассортимента продукции не сопровождалось справками о госрегистрации.
Наиболее распространенным нарушением стало то, что в карточке товара на маркетплейсе отсутствовала информация, которая обязательно требуется в соответствии к требованиям к упаковке. Речь идет о составе и дозировке: информация или не соответствовала указанной на упаковке или вообще не поддавалась распознанию. Также были выявлены случаи продажи лекарственных препаратов, замаскированных под БАДы.
В связи с ожесточением контроля за продажей биологических добавок на рынке онлайн-торговли, крупнейшие маркетплейсы ответственно подошли к данному вопросу. Сейчас активно внедряются и уже действуют новые правила для продавцов, которые хотят продавать БАДы, спортивное питание и другую подобную продукцию на подобных платформах.
Новые требования маркетплейсов к продавцам БАДов
Проследить то, как крупнейшие торговые площадки действуют в условиях строгого контроля за реализацией биологических добавок, можно на примере маркетплейса Ozon. Платформа обновила свои правила – теперь к продаже БАДов будут допущены селлеры, у которых имеются справки госрегистрации на весь представленный ассортимент.
Чтобы добавить карточки товаров в категории «Спортивное питание» и «БАД и парафармацевтика», продавец обязан предоставить копии СГР, а также четкие фотографии упаковок продуктов и сопроводительные инструкции к ним. После этого карточка товара отправляется на модерацию платформы. Если все документы, приложенные к ней, будут одобрены – товар будет выставлен на витрину маркетплейса.
Если селлер попробует добавить БАД, витамины или спортивное питание в категории, которым данная группа товаров не соответствует, платформа может заблокировать его аккаунт без возможности восстановления. Таким образом маркетплейс защищается от риска блокировки со стороны госорганов из-за отсутствия необходимых документов. Крупные торговые площадки заинтересованы в продаже качественной сертифицированной продукции, так как это не только помогает им поддерживать хорошую репутацию в глазах покупателей, но и защищает от проблем с законом.
Правила продажи БАДов на маркетплейсах
Можно привести перечень требований, которые универсальны для любой торговой площадке на российском рынке:
- В категории «Витамины и БАДы», а также любых подобных им (спортивное питание, пищевые добавки и пр.) не допускается размещение лекарственных препаратов;
- Нельзя продавать биологические добавки, в состав которых входят запрещенные вещества, утвержденные в регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Список запрещенных веществ изложен в Приложении No7;
- Наименование и описание продукта, представленного в категории «БАДы», должно соответствовать действительности и не вводить потребителя в заблуждение ложными обещаниями. Сопроводительная информация не должна давать впечатление того, что добавка является лекарственным препаратом или его аналогом;
- Продавец не может размещать карточки товаров с БАДами самостоятельно. На витрине маркетплейса они появятся только после загрузки и проверки документации соответствия – справки о государственной регистрации.
Если продавец нарушит правила, маркетплейс оставляет за собой право забанить карточки товаров, а также полностью расторгнуть сотрудничество. Поэтому селлерам, желающим выйти на рынок электронной коммерции с биологически активными добавками, следует внимательно ознакомиться с правилами каждой конкретной платформы, с которой будет заключаться партнерство для налаживания канала сбыта.
Сервис продвижения на маркетплейсах – это услуга, предоставляемая специализированными компаниями или агентствами, которые помогают продавцам и брендам эффективно продвигать свои товары или услуги на различных онлайн-платформах, таких как Wildberries, Ozon и другие.
Сервисы продвижения на маркетплейсах помогают оптимизировать процесс продвижения, сэкономить время и ресурсы продавцов и брендов, а также повысить эффективность и результаты их деятельности на онлайн-платформах.